Коннов В.И. Исследование пучения на участке дороги в Забайкалье [Электронный ресурс] / В. И. Коннов // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. – 2020. – № 4 (10). режим доступа: http://mnv.irgups.ru/toma/ – 2020, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
В Забайкалье имеется большое количество участков, на которых происходят процессы пучения грунтов в холодный период года и просадки грунтов в теплый период. Для решения этой задачи проведено обследование участка автомобильной дороги Улан-Удэ – Чита км 55+000 – км 55+950. Основной целью исследований являлось установление природных и антропогенных процессов вызывающих морозное пучение автомобильной дорожной насыпи, устоев мостов в холодный период года и их осадку в теплый период. Обследование привело к следующим выводам: происходят активные процессы пучения насыпи дороги в зимний период и просадка полотна дороги в летние месяцы; водосборная площадь, расположенная с правой стороны дороги, сильно заболочена, что в значительной степени способствует просадке земляного полотна в теплый период; дорожные кюветы не оформлены; бурением скважин установлен уровень подземных вод на глубине 3,0-3,5 м; водоупорный слой сложен суглинками; строительство нагорного канала для отведения ручьев от дороги невозможно ввиду заболоченности этого участка. Необходимо провести инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрогеологические изыскания, продолжить мониторинг за процессами пучения основания и земляного полотна дороги.
1. Абрамов Н.Н. Водоснабжение / Н.Н. Абрамов. – М.: Стройиздат, 1982. – 440 с.
2. Азерьер С. Х. Водоснабжение на железнодорожном транспорте / С. Х. Азерьер. – М.: Трансжелдориздат, 1952. – 636 с.
3. Алифанов В. М. О закономерностях связи распространения почв с многолетней мерзлотой (на примере Восточного Забайкалья) / В. М. Алифанов // Почвенный криогенез. – М.: Наука, 1974. - С. 15-65.
4. Воробьев Э. В. Технология, механизация и автоматизация путевых работ: учеб. пособие: в 2 ч. / Э. В. Воробьев, Е. С. Ашпиз, А. А. Сидраков. - М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2014. – 308 с.
5. Дикаревский В.С. Водоохранные сооружения на железнодорожном транспорте / В.С. Дикаревский, И.И. Караваев. – М.: Транспорт, 1986. – 211 с.
6. Дикаревский В.С. Напорные водоводы железнодорожного водоснабжения / В.С. Дикаревский, И.И. Краснянский. – М.: Транспорт, 1978. – 350 с.
7. Ельчанинов Е. А. Мероприятия по снижению пучения и осадки грунтов оснований горных и природоохранных сооружений в Забайкалье / Е. А. Ельчанинов, В. И. Коннов, С.М. Коробко, Н.П. Сигачев, Е.В. Шехтман // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2014. - №4. – С. 86-90.
8. Коннов В. И. Экологическая оценка и мероприятия по защите от загрязнения малых рек Восточного Забайкалья / В. И. Коннов. – Чита: ЧитГУ, 2006. - 126 с.
9. Крейнис З. Л. Железнодорожный путь / З. Л. Крейнис, В. О. Певзнер. - М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2009. – 432 с.
10. Ногина Н. А. Почвы Забайкалья / Н. А. Ногина. – М.: Наука, 1964. – С. 12-63.
11. Сигачев Н.П. Обследование участков пучения грунтов оснований линейных горных, природоохранных и других сооружений в Забайкалье / Н.П. Сигачев, В. И. Коннов, С.М. Коробко / Качество жизни населения и экология. Научное издание. Часть IV. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – 191 с.
12. Уфимцева К. А. Почвы межгорных котловин южной тайги Забайкалья / К. А. Уфимцева. – Иркутск - Чита: Вост.-Сибирск. изд-во, 1967. - С. 4-56.
13. Искуственные сооружения / под ред. Н. М. Колоколова. Изд. 2-е перераб. и доп. Учебник для техникумов транспортного стр-ва и учеб. пособие для техн. школ и курсов повышения квалификации инж.-техн. Работников Минтрансстроя. – М.: Транспорт, 1977. – 456 с.
14. Пособие бригадиру пути: Учебное пособие для образовательных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих профессиональную подготовку / под ред. Э. В. Воробьева. - М.: Маршрут, 2005. – 665 с.
15. Руководство по проектированию оснований и фундаментов на пучинистых грунтах. – М.: Стройиздат, 1979. – 45 с.