Мартыненко Л.В. Оценка опасности схода вагона в отдельных классах системы «локомотив-вагон-путь» [Электронный ресурс] / Л.В. Мартыненко, Ю.В. Воронова, В.А. Иванова // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. – 2021. – №1 (11). – Режим доступа: http://mnv.irgups.ru/toma/111-2021, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
Оценка технического состояния системы «локомотив-вагон-путь» является основной задачей безопасности движения подвижного состава, особенно в кривых и горно-перевальных участках. В процессе движения состава действуют нагрузки, которые распределяются в соответствии с техническим состоянием элементов данной системы. Безопасность движения подвижного состава оценивается не только по состоянию системы, но и в отдельных классах, которые изначально оценивают опасность отклонений в каждом классе отдельно. Разработка методики определения причин сходов, позволяет определить доли участия каждого класса при сходе подвижного состава. Данная методика основывается на анализе конкретных сходов в каждом классе «локомотив», «вагон» и «путь» и основывается на количественном и качественном анализе контролируемых параметров каждого класса. Данные получают с помощью специализированных вагон-лабораторий и оборудования, которое фиксирует отклонения в данном классе отдельно.
После обработки данных, происходит сравнение с нормативными параметрами и, соответственно, определяют степень опасности для движения подвижного состава. Ранжирование наиболее опасных отклонений происходит по степеням и техническим параметрам в каждом классе системы. Применение данной методики позволяет выявлять опасные факторы, основанные на их ранжировании и оценке опасности схода подвижного состава.
Оценка опасности схода подвижного состава производится как в одном классе, так и сочетается с отклонениями другого класса. Особое внимание уделяется горно-перевальным участкам, которые увеличивают долю опасности схода при отклонениях в отдельных классах системы «локомотив-вагон-путь».
1. Андриевский С. М. Боковой износ рельсов в кривых / С.М. Андриевский. – М.: Трансжелдориздат, 1961. – 65 с.
2. Балалаев С.В. Безопасность движения на железных дорогах. Ч.1. Основы безопасности: учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. 125 с.
3. Быков Б.В. Конструкция тележек грузовых и пассажирских вагонов: Иллюстрированное учебное пособие.: Маршрут, 2004. — 36 с.
4. Вериго М.Ф. Динамика вагонов. М., 1971. 176 с.
5. Вериго М.Ф., Коган А.Я. Взаимодействие пути и подвижного состава. М.: Транспорт, 1986. 559 с.
6. Вершинский С.В., Данилов В.Н., Хусидов В.Д. Динамика вагона изд.3 1991. С. 360.
7. Гапанович В.А. Прогрессивные технологии обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. М: Учеб.-метод. центр по образов. на ж.-д. трансп., 2008. 220 с.
8. Гарг В. К. Динамика подвижного состава / В. К. Гарг, Р. В. Дуккипати; [пер. с англ. К. Г. Бомштейна]; под ред. Н. А. Панькина. – Москва: Транспорт, 1988. – 392 с
9. Герасимов В. С., Скиба И. Ф., Кернич Б. М. и др.; Под ред. Герасимова В. С. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Транспорт/, Технология вагоностроения и ремонта вагонов: Учебник для вузов, 1988—381 с.
10. Голубенко А.Л. Сцепление колеса с рельсом. К: 1993. 448 с.
11. Грузовые вагоны колеи 1520 мм железных дорог СССР: альбом. – Москва: Транспорт, 1982. – 111 с.
12. Давыдов А.Н. Влияние параметров боковых опор кузова на ходовые качества грузовых вагонов / А.Н. Давыдов // Транспорт Урала. – 2010. – № 2. – С. 27-29.
13. Крагельский И. В. Трение и износ / И.В. Крагельский. – М.: Машиностроение, 1968. – 480 с.
14. Криворудченко В. Ф., Ахмеджанов Р. А. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава железнодорожного транспорта: Учебное пособие для вузов ж-д транспорта / под ред. В. Ф. Криворудченко. – М.: Маршрут, 2005. – 436 с.
15. Лукин В.В., Анисимов П.С., Федосеев Ю.П. Вагоны. Общий курс, Москва 2004.
16. Лысюк В.С. Причины и механизм схода колеса с рельса. Проблема износа колес и рельсов. – М.: Транспорт, 2002. – 215 с.
17. Михальченко Г.С., Погорелов Д. Ю., Симонов В.А. Совершенствование динамических качеств подвижного состава железных дорог средствами компьютерного моделирования // Тяжелое машиностроение. 2003. № 12. С. 2–6.
18. Мямлин С.В. Моделирование динамики рельсовых экипажей / С.В. Мямлин. – Д. : Новая идеология, 2002. – 240 с.