Рассматриваются геометрические модели деталей буксового узла и математическая модель упругого деформирования его элементов. Численный анализ соответствующих математических моделей осуществлялся в программной среде NX NASTRAN, реализующей метод конечных элементов (МКЭ). Изучаются особенности объёмного напряжённо-деформированного состояние (НДС) буксового узла с цилиндрическими роликами. Анализируется причина локализации концентрации напряжений вблизи края ролика подшипника. Отмечается, что контур профиля ролика описывается плавной кривой, имеющей, в то же время, разрыв кривизны в зоне фаски цилиндрического ролика. Отмечается также то, что расположение контактно-усталостных раковин на поверхностях ролика и колец подшипника совпадает с линией перехода фаски ролика в его цилиндрическую поверхность и, одновременно, соответствует зоне контакта ролика и внутреннего кольца подшипника, в которой возникает максимальный уровень интенсивности напряжений. Проанализировано различие в степени загруженности заднего и переднего подшипников, указываются причины этого различия.
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № № 877-р" О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года".
2. Сладковский А., Погорелов Д.Ю. Исследование динамического взаимодействия в контакте колесо-рельс при наличии ползунов на колесной паре // Вестник Восточноукраинского национального университета имени В.И. Даля. 2008. №5 (123). С. 88–94.
3. Рогозин А.Ф. Повышать надежность работы буксового узла // Вагоны и вагонное хозяйство. 2018. № 3 (54). С. 30–31.
4. ГОСТ 15872-2014. Подшипники буксовые роликовые цилиндрические железнодорожного подвижного состава. М.: Стандартинформ. 2015. 79с.
5. ГОСТ 34385- 2018. Буксы и адаптеры для колесных пар тележек грузовых вагонов. . М.: Стандартинформ. 2018. 21с.
6. Бехер С.А. Методы контроля динамически нагруженных элементов подвижного состава при ремонте и в эксплуатации на основе комплексного использования тензометрии и акустической эмиссии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. «Национальный исследовательский Томский политехнический университет». Томск. 2017.
7. Томашевский С.Б. Колёсная пара-буксовый узел: модели напряжений // МИР транспорта. 2011. №1. С. 38–42.
8. Невмержицкая Г. В. Компьютерное моделирование распределения контактных давлений в подшипнике грузового вагона и оценка его долговечности // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2006. №2. С. 18-21.
9. Классификатор дефектов и повреждений подшипников качения (ЦВТ – 22). Москва. ОАО «РЖД». 2007. 119с.