THE ELECTRONIC SCIENTIFIC JOURNAL "YOUNG SCIENCE OF SIBERIA"

ВЛИЯНИЕ ВОЗВЫШЕНИЯ НАРУЖНОЙ РЕЛЬСОВОЙ НИТИ НА СИЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТАКТЕ КОЛЕСО-РЕЛЬС В КРИВЫХ УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Receipt date: 
27.05.2021
Bibliographic description of the article: 

Гребнева Д. А. Влияние возвышения наружной рельсовой нити на силы взаимодействия в контакте колесо-рельс в кривых участках железнодорожного пути [Электронный ресурс] / Д. А. Гребнева, И. Л. Парахненко // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. — 2021. — №1(11). — Режим доступа: https://mnv.irgups.ru/toma/111-2021, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ. 

Year: 
2021
Journal number: 
УДК: 
625.031.3
Article File: 
Abstract: 

На железных дорогах в Российской федерации общая протяженность криволинейных участков составляет 33% от их общей длины. Боковой износ колес и рельсов остается проблемой на всей железнодорожной сети, уменьшая срок их службы, что связано со значительными материальными потерями. Боковой износ рельсовых нитей в кривых участках является проблемой как для ученых, так и для практиков. Большое количество работ посвящено этому вопросу [1-3]. Величина бокового износа определяется силами взаимодействия колеса и рельса. Основными в этом взаимодействии являются скорость и пространственное положение. Параметры, определяющие пространственное положение – состояние рельсовой колеи в плане и возвышение наружного рельса. Возвышение наружной рельсовой нити устанавливается на сравнительно долгий период времени и оказывает длительное влияние на боковой износ. Выявление взаимосвязи между возвышением и силами взаимодействия, возникающими в контакте «колесо-рельс», является актуальной задачей в настоящее время. В зависимости от условий прохождения поездом кривой, возможно проскальзывание как наружного колеса колесной пары, так и внутреннего, которое интенсифицирует процесс бокового износа. Проскальзывание наружного или внутреннего колеса зависит от соотношения сил, действующих на эти колеса. За счет определения оптимальной величины возвышения наружного рельса возможно уменьшить проскальзывание гребня колеса по боковой поверхности рельса, снизить возникающие продольные и боковые силы.

List of references: 

1. Богданов, В.М. Современные проблемы системы колесо–рельс / В.М. Богданов, С.М. Захаров // Железные дороги мира. - 2004. - № 1. - С. 57-62.

2. Редькин, В.И. Комплексная система снижения интенсивности бокового износа рельсов на Забайкальской ж.д.: автореф. ….. дис. канд. техн. наук 05.22.06/Редькин Владимир Ильич - Чита.: 1998. - 29 с.

3. Захаров, С.М. Трибологические аспекты взаимодействия колеса и рельса / С.М. Захаров, И.А. Жаров, И.А. Комаровский // Сб. докладов Межд. конф.ассоциации тяжеловесного движения «Проблемы взаимодействия колеса и рельса» М.: 1999. - Т. 1. - С. 221-228.

4. Парахненко И.Л.. Исследование сил взаимодействия в контакте «колесо-рельс» при изменении трибологического состояния поверхности рельсов: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.06 / Парахненко Инна Леонидовна. - Екатеринбург, 2021. - 25 с.

5. Парахненко И. Л., Аккерман С. Г. Эффективность управления трением в контакте «колесо—рельс» // Транспорт Урала. 2014. № 2 (41). С. 58‒61. ISSN 1815-9400.

6. Парахненко И. Л. Анализ сил взаимодействия в контакте «колесо—рельс» при различных трибологических вариантах // Транспорт Урала. 2019. № 2 (61). С. 54‒57. DOI: 10.20291/1815-9400-2019-2-54-57. ISSN 1815-9400.