Железняк В.Н. Обеспечение безопасности движения подвижного состава в системе "локомотив-вагон-путь" в условиях горно-рельефной местности [Электронный ресурс] / В.Н. Железняк, М.Г. Кушков, Ю.В. Крючкова, Л.В. Мартыненко, А.О. Панфилова // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. – 2020. – №2(8). – Режим доступа: http://mnv.irgups.ru/toma/28-20, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ. (дата обращения: 13.07.2020)
Транспортная система Российской Федерации является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры, которая обеспечивает её территориальную целостность и национальную безопасность. Железнодорожный транспорт в рамках России играет ключевую роль в социально-экономическом развитии, выполняя около 85% грузооборота и более 37% пассажирооборота.
В настоящее время наблюдается увеличение грузооборота во всех отраслях страны для этого необходимо решать вопросы увеличения пропускной способности. Рост объёмов перевозок грузового подвижного состава тесно связан с увеличением количества вагонов и их модернизации.
Замещение устаревшего парка вагонов на инновационные позволит повысить показатели потребительского качества; грузоподъёмности; скорости доставки; трудоёмкости разгрузочно-погрузочных работ.
Увеличение перевозочных работ привело к тому, что появился целый комплекс проблем, которые привели к увеличению сходов и крушений по сети железной дороги России и в частности на ВСЖД и Восточном полигоне. Для решения выше указанных проблем в исследовательской работе предлагаются меры, направленные на повышение безопасности движения подвижного состава за счёт рационального использования информации снятой с комплекса ходовых (поездных) экспериментальных лабораторий ВСЖД: тягово-энергетической; путеизмерительной; тормозоиспытательной; «колёсные пары и буксовый узел».
В статье рассмотрено взаимодействие системы "локомотив-вагон-путь", которая оценивает техническое состояние объектов в эксплуатации на ВСЖД и обеспечивает безопасность движения подвижного состава. Контроль осуществляется ходовыми (поездными) штатными вагон-лабораториями, которые контролируют состояние всей системы до схода и после события. В данной статье предложено совершенствование методики раскрытия сходов, их физической сущности, на примере, горно-перевальных участках Восточного полигона и ВСЖД в частности.
1. Грачева Л.О., Певзнер В.О., Анисимов П.С. Показатели динамики и воздействия на путь грузовых четырехосных вагонов при различных износах тележек и отступлениях от норм содержания в прямых участках пути // Сб. науч. тр. ВНИИЖТ. Вып. 549. М.: Транспорт, 1976. С. 4-25.
2. Ромен Ю.С., Николаев В.Е. Исследование влияния детерминированных неровностей пути в плане на уровень боковых сил при движении грузового вагона // Проблемы механики железнодорожного транспорта. Киев: Наукова думка, 1980. С. 40-42.
3. Лысюк В.С. Причины и механизмы схода колеса с рельса. М: Транспорт, 2002. – 215 с.
4. Вериго М.Ф., Коган А.Я. Взаимодействие пути и подвижного состава. М.: Транспорт, 1986. – 560 с.
5. Ершков О.П. Расчет рельса на действие боковых сил в кривых // Тр. ЦНИИ МПС. Вып. 192. М.: Трансжелдориздат, 1960. С. 5-58
6. Желнин Г.Г., Певзнер В.О., Шинкарев Б.С. Исследование зависимостей между показателями динамики подвижного состава и воздействия его на путь // Тр. ВНИИЖТ. Вып. 542. М.: Транспорт, 1975. С. 84-92.
7. Гребенюк П.Т., Долганов А.Н., Некрасов О.А., Лисицын А.Л., Стромский П.П., Боровиков А.П., Чукова Т.С., Григоренко В.Г., Первушина В.М. Правила тяговых расчетов для поездной работы // М.: Транспорт, 1985. – 287 с.
8. Комиссаров А.Ф. Итоги работы проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за 2018 г. // Вагоны и вагонное хозяйство. Приложение к журналу «Локомотив», М.: 2019. №1(49). С. 5-6.
9. Гозбенко В.Е. Вертикальные колебания экипажа с учётом неровности пути //В.Е.Гозбенко, А.А.Ахмадеева//Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2013г. – №3(13). С.56-59.
10. Жуков И.В. Автономное устройство регистрации расширяет возможности испытательных поездов (Вагон тормозоиспытательный) // Вагоны и вагонное хозяйство. Приложение к журналу «Локомотив», М.: 2019. №1(49). С. 40-41.
11. Лукин В.В., Анисимов В.Н., Котуранов В.Н. Конструирование и расчет вагонов: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. – 688 с.
12. Кузович В.М. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Динамическая нагруженность специализированных вагонов в криволинейных участках пути». Москва, 2010, – 211 с.
13. Кудрявцева Н.Н. Динамические нагрузки ходовых частей грузовых вагонов // Тр. ВНИИЖТ. Вып. 572. М.: Транспорт, 1977. – 144 с.
14. Доронин И.С. Расчет шейки оси колесной пары на продольную нагрузку // Вестник ВНИИЖТ, 1978. С. 33-34.
15. Кудрявцев Н.Н. Исследования динамики неподрессоренных масс вагонов // Тр. ВНИИЖТ. Вып. 287. М.: Транспорт, 1965. – 168 с.
16. Шахуняц Г.М. Железнодорожный путь. Москва: Транспорт, 1987. –479 с.
17. Скалов А.Д., Коваль В.А. Методика исследования вертикальных и боковых сил при износных испытаниях рельсов // Вестник ВНИИЖТ, 1980. № 6. – 216 с.
18. Рудановский В.М. Методика определения причин сходов подвижного состава в условиях неопределённостей// Вестник ВНИИЖТ, 2011. № 4. 10–15 с.