Железняк В.Н. Обеспечение безопасности движения подвижного состава по показаниям КТСМ в зависимости от типа буксового узла [Электронный ресурс] / В.Н. Железняк, Л.В. Мартыненко, И.А. Иванова, Е.А. Тимакова, О.Л. Маломыжев // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. – 2020. – №4(10). – Режим доступа: http://mnv.irgups.ru/toma/410-20, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
В данной статье рассмотрены температурные зависимости, приводящие к отказам буксовых узлов на грузовом подвижном составе. Представлены основные неисправности и дефекты, повлиявшие на отказ буксового узла. В эксплуатации работоспособность подшипников определяется главным образом температурой нагрева буксовых узлов. Основной контроль изменения температуры производится при помощи автоматизированного устройства, которое считывает информацию по нагреву буксового узла с помощью инфракрасного излучателя, встроенного в КТСМ.
Буксовые узлы вагонов и локомотивов всегда были предметом особого контроля для обеспечения безопасности движения подвижного состава. В условиях повышенного роста скоростей движения и увеличенной грузоподъемности по всей сети железных дорог увеличилась нагрузка на ходовые части вагона и буксового узла в целом. В сложившейся ситуации работоспособность буксового узла уменьшается, а нагрузка увеличивается, что приводит к неправильной работе и отказу данного узла. В статье рассмотрена статистика по нагреву буксового узла в чётном и нечётном направлениях. Приведены данные снятые с устройств КТСМ для сравнительного анализа движения вагонов с разными техническими параметрами и перевозимым грузом, а также неисправностями в системе «колесо-рельс». В эксплуатации часто встречаются неисправности, возникающие при заклинивании подшипников, которые происходят при неправильном подборе тел качения по длине и диаметру. Отцепы грузового подвижного состава в основном происходят по отказам буксовых узлов и основной процент отказа приходится на неисправности торцевого крепления и тел качения подшипника.
1. Анализ работы устройств КТСМ и УКСПС на железных дорогах ОАО «РЖД» в 2018 году / Управление автоматики и телемеханики Центральной Дирекции Инфраструктуры. М.: 2018. 23 с.
2. Ахмежданов Р. А. и др.; под ред. Криворудченко В. Ф. Техническая диагностика вагонов: учебник для студентов, обучающихся по специальности 190300.65 "Подвижной состав железных дорог" ВПО: в 2 ч. Москва: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013
3. Балалаев С.В. Безопасность движения на железных дорогах. Ч.1. Основы безопасности: учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. 125 с.
4. Вершинский С.В., Данилов В.Н.,.Хусидов В.Д. Динамика вагона изд.3 1991. С. 360.
5. Гапанович В.А. Прогрессивные технологии обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. М: Учеб.-метод. центр по образов. на ж.-д. трансп., 2008. 220 с.
6. Герасимов В. С., Скиба И. Ф., Кернич Б. М. и др.; Под ред. Герасимова В. С. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Транспорт/, Технология вагоностроения и ремонта вагонов: Учебник для вузов, 1988—381 с.
7. Двоеглазов А.В., Хоперский В. И. Наглядно о структуре КТСМ–02 // Автоматика, связь, информатика. 2010. № 11. С.31–34.
8. Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) № 808-2017-ПКБ-ЦТ.
9. Климов Д.Н., Зубкова Н., А., Куценко С. М., Дудаков С. В. Автоматизация процессов обработки данных акустической диагностики напряжённого состояния бесстыкового пути.\\ Современные технологии. Системный анализ. Моделирование – 2011. - №4(32).- С.209-214.
10. Криворудченко В. Ф., Ахмеджанов Р. А. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава железнодорожного транспорта: Учебное пособие для вузов ж-д транспорта / под ред. В. Ф. Криворудченко. – М.: Маршрут, 2005. – 436 с.
11. Криворучко Н.3., Гридюшко В.И., Бугаев В.П. Вагонное хозяйство. М: Транспорт, 1988. 279 с.
12. Лукин В.В., Анисимов П.С., Федосеев Ю.П. Вагоны. Общий курс, Москва 2004.
13. Руководство по эксплуатации средств контроля: КТСМ-01Д для автоматического обнаружения перегретых букс и заторможенных колесных пар на ходу поезда / Омск, 2002. – 18 с. Руководство по эксплуатации средств контроля: КТСМ-01Д для автоматического обнаружения перегретых букс и заторможенных колесных пар на ходу поезда / Омск, 2002. – 18 с.
14. Скиба И.Ф., Герасимов В.С., Кернич Б.М. Технология вагоностроения и ремонта вагонов. М.: Транспорт, 2002. 380 с.
15. Технологические процессы повышения конструкционной прочности деталей машин // А.В. Телевной, В.А. Телевной, 1993. – 120с.
16. Хмелев, В.Н. Источники ультразвукового воздействия. Особенности построения и
конструкции / В.Н. Хмелев, С.Н. Цыганок, С.В. Левин; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013. – 196 с.
17. Шадур Л.А. (ред.) Вагоны. Конструкция, теория и расчет. 3-е изд., переработано и доп. М.: Транспорт, 1980. С. 439.
18. Швалов Д.В. Система диагностики подвижного состава / В. В. Шаповалов М. : Маршрут, 2005. 268 с.