Волчек Т.В., Мельниченко О.В. Повышение эффективности эксплуатации электровозов переменного тока при плавном регулировании тока возбуждения тяговых электродвигателей [Электронный ресурс] / Т.В. Волчек, О.В. Мельниченко // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. – 2020. – № 4 (10). – Режим доступа: http://mnv.irgups.ru/toma/410-2020, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ. (дата обращения: 15.01.2021).
Одной из важнейших задач Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года является увеличение грузооборота сети железных дорог. Одним из способов решения поставленной задачи является усовершенствование электрического подвижного состава, которое приведет к увеличению скорости его движения. В настоящее время после достижения максимального напряжения на 4-ой зоне регулирования выпрямительно-инверторного преобразователя дальнейшее увеличение скорости осуществляется за счет системы ослабления поля тяговых электрических двигателей, которая подключается параллельно обмоткам возбуждения. Штатная система ослабления поля тяговых электрических двигателей имеет ряд недостатков, одним из которых является ограниченное число ступеней ослабления поля со ступенчатым переключением, что исключает возможность поддержать максимально-допустимую скорость на участке железных дорог. В связи с этим предложена усовершенствованная система ослабления поля на базе IGBT-транзисторов с плавным регулированием тока возбуждения, которое позволяет увеличить техническую скорость движения электроподвижного состава не менее чем на 2,5 км/ч. В статье рассмотрены эксплуатационные показатели электровоза на которые повлияет повышение технической скорости движения поездов. Выявлено, что внедрение усовершенствованной системы ослабления поля тяговых электрических двигателей позволит повысить на 6,8 % производительность электровоза серии 3ЭС5К и его грузооборот на Восточно-Сибирской железной дороги. Экономический эффект от внедрения предлагаемой системы ослабления поля тяговых электродвигателей на один электровоз серии 3ЭС5К за счет повышения технической скорости движения электроподвижного состава не менее чем на 2,5 км/ч составит 432,819 тыс. рублей.
1. Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (утверждена распоряжением Правительством РФ от 19.03.2019 г. № 466р).
2. Тихменев Б.Н., Трахтман Л.М. Подвижной состав электрофицированных железных дорог. Теория работы электрооборудования. Электрические схемы и аппараты. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1980. – 470 с.
3. Тихменев, Б.Н. Электровозы переменного тока со статическими преобразователями. М.: Транспорт, 1958. 277 с.
4. Волчек Т.В. Разработка способа и устройства для снижения пульсации тока возбуждения тягового электродвигателя электровоза в режиме ослабления поля [Текст] / Т.В. Волчек, О.В. Мельниченко, С.Г. Шрамко, А.О. Линьков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – №3 – С. 163-171.
5. Волчек, Т.В. Повышение технической скорости электроподвижного состава за счет обеспечения плавного регулирования тока возбуждения тяговых электродвигателей [Текст] / Т.В. Волчек, О.В. Мельниченко, С.Г. Шрамко, В.С. Томилов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2020. – №3 – С. 163-171.
6. Курбасов А.С. Увеличение скоростей на железных дорогах России: возможности и преимущества [Текст] / А.С. Курбасов // Транспорт Российской Федерации. – 2011. – № 6 (37) – С. 20-23.