THE ELECTRONIC SCIENTIFIC JOURNAL "YOUNG SCIENCE OF SIBERIA"

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ НА ДИНАМИКУ ДВИЖЕНИЯ В КРИВЫХ УЧАСТКАХ ПУТИ МАЛОГО РАДИУСА

Receipt date: 
13.07.2020
Bibliographic description of the article: 

Железняк В.Н. Особенности влияния ширины колеи на динамику движения в кривых участках пути малого радиуса [Электронный ресурс] / В.Н. Железняк, Ю.В. Крючкова, Л.В. Мартыненко, А.О. Панфилова // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. – 2020. – №2(8). – Режим доступа: http://mnv.irgups.ru/toma/28-20, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ. (дата обращения: 13.07.2020)

Year: 
2020
Journal number: 
УДК: 
629.4.014.7
Article File: 
Abstract: 

В статье рассмотрены зависимости влияния ширины колеи на сопротивление движению подвижного состава в рельсовой колее. При рассмотрении динамики движения вагона, особенно в кривых участках пути, необходимо путь представлять, как сложную геометрическую кривую третьего порядка. Кривой участок пути состоит: конец прямого участка (КП); переходной кривой (ПК); круговой кривой (КК). Переходная кривая имеет форму клотоиды, т.е в математическом понятии кубической параболы. На этом участке при любом значении скорости происходит плавное нарастание центробежной силы. Плавность нарастания силы обеспечивает безударное вхождение колеса в круговую кривую. Основным законом обеспечения безопасного прохода колеса по рельсу оценивается предельно допустимой величиной непогашенного ускорения, которое для грузовых вагонов находится в пределах не более 0,3 м/с 2 .Основной трудностью для колеса является проход его при малых значениях коэффициента трения гребня о боковую поверхность рельса.   Приведённые графики зависимости радиуса кривой от работы сил трения в системе «колесо-рельс», наглядно показывают изменение качественных и количественных характеристик системы «колесо–рельс». Устройство рельсовой колеи в кривом участке пути предполагает каждому радиусу кривизны своё конкретное возвышение внешнего рельса. На этом участке кривой для безопасного прохождения вагона предполагается обеспечение расчётной ширины колеи до значения 1535-1548мм. Таким образом, устройство в кривых участках пути взаимосвязано с понятием: скорости; радиуса кривой; возвышение внешнего рельса, уширения колеи.

List of references: 

1. Шахуняц Г.М. Железнодорожный путь. Москва: Транспорт, 1987. – 479 с.

2. Анисимов П.С. Конструирование и расчет вагонов. М: ФГОУ «УМЦ»., 2011. – 688 с.

3. Лысюк В.С. Причины и механизмы схода колеса с рельса. М: Транспорт, 2002. – 215 с.

4. Пухов И.В. Между колесом и рельсом. Гудок. Выпуск № 207 (26346), 22.11.2013. URL: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1393921 .(дата обращения 30.04.2020)

5. Лукин В.В. Анисимов П.С. Федосеев Ю.П. Вагоны. Общий курс. М: Маршрут, 2004. – 424 с.

6. Ромен Ю.С. Певзнер В.О. Основы разработки нормативов содержания пути и установления скоростей движения.  Москва: Интекст, 2013. – 224 с.

7. Ромен Ю.С. Динамика железнодорожного экипажа в рельсовой колее: методы расчета и испытаний. Москва: ВМГ-Принт., 2014. – 208 с.